1.
Ваше Высокопреподобие, как давно Вы занимаетесь реабилитацией
наркозависимых на Вашем приходе?
Начало было положено в 1988 году. Первым реабилитантом на
приходе был рок-музыкант С. из Львова. К нам он приехал
потрудиться при храме и познакомиться с Православием. Будучи
музыкально одаренным, С. быстро освоил церковное пение и начал
петь на клиросе. Вернуться в мир он не захотел и принял
монашество. Сейчас С. - регент братского хора небольшого
монастыря соседней епархии. С 1993 по 1994 г. при нашем храме
проживало еще двое наркозависимых молодых людей - Г. и Л. из
Петербурга. Г. также из рок-музыкантов, тоже принял монашество,
но служит на приходе. Эти трое стали первой пробой наших сил в
работе с наркозависимой молодежью.
В 1995 году я побывал в петербургском православном
наркологическом центре "Возвращение" где меня попросили ответить
на духовные вопросы пациентов. После состоявшейся беседы часть
их решилась приехать к нам воцерковляться. Эти юноши и девушки
стали первыми "возвращенцами" получившими духовно-физическое
оздоровление при нашем храме. С центром у нас сложились
дружеские отношения, и молодежь к нам поступает в основном
оттуда.
2. Что заставило Вас заняться этим
служением?
Наверное - промысл Божий. Начиная в 1985 году свою пастырскую
деятельность, я о реабилитационной работе и не помышлял. Однако
сложившиеся обстоятельства сами привели к ней. Наша церковь
находится в отдаленном от населенных пунктов месте. До начала
90-х годов ее посещали в основном верующие из сел не имеющих
своих приходов. Когда же в этих селах открылись свои храмы, мы
остались практически без людей. Я начал сомневаться в смысле
служения в пустых церковных стенах и подумывал о переезде в
монастырь. Поехал за советом к духовному отцу. Тот помолился и
благословил с отъездом не спешить. Приняв слово старца как волю
Божию, я успокоился и остался на своем месте. Вскоре состоялось
мое знакомство с "Возвращением", и опустевший наш приход зажил
принципиально новой жизнью.
3. Каковы духовные корни такого великого зла как наркомания?
О сатанинской подоплеке наркомании можно приводить множество
свидетельств. Достаточно сказать, что наркотики являются
непременным атрибутом практически всех демонических культов, как
древних, так и современных. Там их применяют в качестве
эффективного средства для общения с темной силой. Оккультисты,
масоны и язычники приписывая наркотикам способность раскрытия
мистического зрения человека просто обоготворяют их. За
подтверждениями далеко ходить не надо. В любом книжном магазине
можно найти опусы американского писателя-шаманиста Карлоса
Кастанеды, где изложенацелая школа применения одурманивающих
веществ для "выхода на связь" с бесовским миром. О необходимости
наркотического опьянения при контакте с дьяволом пишет в своей
книге "Liber Al Vel Legis" ("Книга Закона") и видный сатанист
двадцатого столетия Алистер Кроули. Это предназначенное
исключительно для сатанистов сочинение было надиктовано ему в
1904 году в Каире высоким в адской иерархии демоном Айвассом и
содержит следующее наставление: "Я Змей, дающий Знание и Негу, и
сияние славы, разжигающий опьянением сердца людей. Чтобы
поклоняться мне, возьмите вино и необычные наркотики, о которых
я расскажу пророку моему (Кроули), и захмелейте от них! Они
совсем не повредят вам. Вожделей, пользуйся всем, что есть
чувство и наслаждение; не бойся, что какой-нибудь Бог отвергнет
тебя за это". (Книга Закона, 2;22).
4. Каков режим дня создан для Ваших подопечных?
Наш режим направлен на подготовку реабилитантов к православной
жизни в миру. В нем есть время для молитвы, чтения литературы,
труда, удовлетворения личных нужд, отдыха и многого другого.
Будний день начинается в семь утра с общего молитвенного правила
читаемого всеми по очереди. В восемь - завтрак. После него до
обеда коллективный труд на послушаниях. С часу до двух -
обеденный перерыв. Затем снова труд до пяти вечера. По окончании
работы до вечерней трапезы у ребят личное время, когда они могут
почитать, отдохнуть, пообщаться, написать письма или просто
погулять. В семь вечера ужин и общая вечерняя молитва. Отбой в
десять. До него реабилитанты вновь располагают личным временем.
Так проходят будни. В воскресные и праздничные дни послушания
отменяются, и ребята обязаны быть в храме на Богослужении. После
службы и обеда каждый распоряжается своим временем по желанию.
Летом чаще всего выбирается купание на речке или прогулка по
лесу. Зимой - чтение литературы или безмятежный сон. Трижды в
неделю я провожу с реабилитантами индивидуальные беседы. Темы на
встречах затрагиваются в основном личные, и потому попасть на
них стремятся обычно все. В воскресенье перед ужином у нас
демонстрируются назидательные кинофильмы, а дня через три-четыре
устраивается дискуссия по поводу увиденного.
5.
Сколько в среднем реабилитант пребывает на Вашем приходе?
Какого-либо конкретного срока пребывания на приходе нет, да и
быть не может. Все люди очень разные. Продолжительность
реабилитации зависит от многих факторов: от длительности
употребления наркотических веществ, от их категории, от душевных
качеств реабилитанта, от его веры в Бога, от глубины желания
исправить свою жизнь и еще от множества причин. В среднем
устойчивая ремиссия приобретается примерно через год. Первая
половина этого времени уходит на усвоение нашими подопечными
христианской системы ценностей. Вторая - на закрепление
приобретенных знаний и подготовку к новой жизни.
6. Можно ли говорить о том, что человек, прошедший курс
реабилитации, никогда не станет снова употреблять наркотики?
Может ли бывший наркоман снова вернуться к нормальной жизни?
Пожизненной гарантии, что бывший наркоман никогда не возьмет
наркотика естественно никто не даст. Но то, что в его душе через
воцерковление происходят глубокие положительные изменения можно
утверждать смело. Это перерождение позволяет ему видеть
наркоманию не только вредной для телесного здоровья привычкой,
но и греховной страстью ввергающей душу в быструю погибель.
Замечено, что в период искушения "духовный тормоз" у бывшего
наркомана срабатывает лучше всех других. Об этом свидетельствует
и статистика. Если после лечения в обычных наркологических
клиниках длительная ремиссия пациентов не превышает 5-10%, то
после реабилитации в православных центрах она достигает 50-60%.
Причем и неудачные 40-50%, как правило, состоят из людей,
несерьезно отнесшихся к воцерковлению. Что касается вопроса о
возвращении наркомана в общество как полноценного его члена, то
на него вполне можно дать утвердительный ответ. Практически все
наши "выпускники" нашли себе применение в жизни. Одни закончили
в вузы и заняты умственным трудом. Другие освоили рабочие
профессии и зарабатывают на хлеб руками. Многие обзавелись
семьями, воспитывают детей и если вспоминают свое наркотическое
прошлое, то только как какой-то страшный сон.
7. Вы уже давно занимаетесь работой с наркозависимыми, какими
наиболее распространенными болезнями страдают люди,
употреблявшие наркотики? Как изменился характер этих болезней в
последнее время?
К сожалению, для большинства наркоманов, бездумное увлечение
наркотиками довольно быстро выходит колом. Уже в первый год они
обычно подхватывают свое первое "профессиональное" заболевание -
гепатит. Может и есть счастливчики, избежавшие его, но я таких
не видел. Вторым номером после гепатита по частоте заболевания
лет пятнадцать назад шла интоксикация, но сейчас ее с этого
места оттеснил более страшный ВИЧ-СПИД. Около половины
обращающихся к нам за помощью ребят поражены этой болезнью. Мы
принимаем их и призываем хоть остаток лет прожить богоугодной
жизнью. Должен признаться, что нелегко видеть молодых людей,
годы которых сочтены. В 2006 году число ВИЧ-инфицированных в
России перевалило за 340.000 человек и большинство их -
наркоманы. К сожалению, в ближайшем будущем ожидается только
увеличение этой цифры.
Помимо физических недугов почти все наркоманы страдают и
серьезным заболеванием души - гипертрофированным эгоизмом. "Зацикленность"
на собственной персоне даже после освобождения от
наркозависимости изрядно мешает им вступить в правильные
отношения с миром. Исцелиться от этой "хвори" порой бывает
труднее, чем от привязанности к наркотикам. Здесь помогают
только церковные средства и жизнь под наблюдением опытного
духовника.
8. Существуют ли еще приходы, аналогичные Вашему, на которых
ведется подобная работа? Кто оплачивает содержание реабилитантов?
Наш приход далеко не единственный, занимающийся реабилитацией,
хотя число их и не настолько велико чтобы помочь всем желающим
избавиться от наркотиков. Причин такого дефицита несколько.
Во-первых, помощь наркоманам - принципиально новое, еще только
осваиваемое поле деятельности Русской Православной Церкви.
Во-вторых, далеко не все приходы могут, изолировав от мира на
длительное время поселить на своей территории группу молодых
людей. (А такая изоляция в начале реабилитации крайне важна). И,
в-третьих - большинство приходских общин по причине бедности
просто не может финансировать эту деятельность. На стабильную же
государственную или спонсорскую поддержку лучше не рассчитывать.
Мы писали сотни прошений о помощи в разные московские
организации, и лишь одна из них перечислила на наш счет
небольшую сумму. К нашему удивлению это был Московский цирк.
Одна небольшая строительная фирма сама нашла о нас информацию в
Интернете и периодически оказывает нам небольшую помощь. К
сожалению ее хватает лишь на коммунальные расходы. Чтобы не
сворачивать работу мы были вынуждены просить родителей
реабилитантов взять материальное содержание их детей на себя.
Благодаря этому решению наш приход еще способен помогать
наркозависимым ребятам.
9. Что заставляет молодого человека начать употреблять
наркотики?
Вряд ли скажу что-то новое, утверждая, что массовое увлечение
молодежи наркотиками является плодом духовного опустошения всего
российского народа. Наше секуляризированное государство
предлагает своим гражданам жить по крайне примитивной формуле:
"Бери от жизни все!". Потому не обремененное
духовно-нравственными критериями молодое племя и "берет от жизни
все". В том числе и легкодоступные наркотики.
Немалая вина в расползании по нашей стране наркотической чумы и
пришедшей с Запада, заквашенной на наркотиках рок-культуры.
Сомневаюсь, что кто-то назовет имя хоть одного известного
рок-музыканта не знакомого с наркотиками. А ведь именно эти
предельно развращенные и духовно больные люди являются кумирами
для большинства лишенных светлых идеалов молодых людей. К тому
же и сама рок-музыка в отличие от классической или фольклорной
производит весьма заметное огрубение человеческой души.
Известный московский врач-нарколог и писатель А.Г. Данилин в
своей книге "LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен
зависимости" описывает интересную схему пробуждения у молодежи
наркотического интереса. Сначала появляется страстное увлечение
рок-музыкой. Затем следует потеря целомудрия. И только после
вкушения этих двух грехов приходит желание попробовать
наркотики. От себя могу только подтвердить справедливость слов
Данилина - все прошедшие через наш приход ребята и девушки стали
наркоманами именно по этой схеме.
10. Как наше общество должно бороться с наркоманией?
Во-первых, крайне важна серьезная профилактика наркомании в
школах и других учебных заведениях. О том, что в нашем
государстве она не на высоте свидетельствую цифры. 66%
российских наркоманов познакомились с наркотиками еще в школьном
возрасте.
Во-вторых, необходимо ужесточение уголовной ответственности за
распространение этой отравы. В России наказание за наркоторговлю
просто смехотворно по отношению к получаемым от нее барышам.
Благодаря "жалости" нашего закона к наркодилерам купить их товар
в городах России не сложнее чем бутылку водки. В странах, где
наркобизнес карается более сурово, чем у нас, число наркоманов
намного ниже. Например, в Египте лишь за три преступления
предусмотрена смертная казнь - за умышленное убийство, за
изнасилование и за продажу наркотических веществ. Возможно,
потому там убивают крайне редко, египтянки бесстрашно гуляют по
ночам, а проблема наркомании практически отсутствует.
11. Что Вы можете посоветовать наркозависимым, их
родственникам, которые искреннехотят избавиться от этого
страшного недуга?
Прежде всего, не надо отчаиваться и терять надежду на
выздоровление. Наркомания может быть побеждена. И гораздо больше
шансов исцелиться от нее, если рассматривать ее не как болезнь
физическую, а как духовную. Церковь имеет огромный
двухтысячелетний опыт исцеления поврежденных душ, и всякий
ищущий в Ней божественной помощи не бывает посрамлен. Плоды
реабилитационной работы нашего прихода хоть и скромное, но
убедительное подтверждение этих слов.
12. Отец Серафим, название нашей рубрики "Россия завтра",
какой Вы видите Россию в ближайшем будущем? Есть ли у нашего
народа шансы сохраниться как нации? Какова роль Русской
Православной Церкви в деле вразумления и спасения русского
народа?
Преподобный Серафим Саровский на вопрос Мотовилова о том, что
ждет Россию после окончания предсказанных старцем глобальных
потрясений, сказал, что существует два сценария развития
событий. Если русский народ покается в безбожии и вновь
сделается православным, то нашу Родину ждет небывалый доселе
духовный и экономический подъем. Но если возвращения россиян в
лоно Церкви не случится, то Бог попустит, что произойдет ее
окончательная гибель. Потому будущее всей страны зависит от
духовного выбора каждого ее гражданина.
Задать вопрос:
petrovskoe@indox.ru
Беседовал Андрей Мельков
(КПР-МАМИФ)
|