Домашняя
История прихода
Статьи и книги
Деятельность
Фотоальбом
Контакты

 

 

 

История прихода

 

  1. Историческая справка по храму Святой Троицы с.Петровское

  2. Приходские достопримечательности

  3. О блаженном Киприане

  4. Библиографические источники

 

1.Историческая справка по храму Святой Троицы с.Петровское

      Свято-Троицкий храм с. Петровское принадлежит к числу региональных памятников архитектуры 18 века. В дореволюционных исторических источниках он упоминается как «Троицкая церковь села Петровское, что на Уводи». Расположен над долиной реки Вязьма на небольшом холме северной окраины бывшего поместного села, среди остатков старого усадебного парка. Основное кирпичное церковное здание сооружено в 1790 г. на средства местного помещика, дворянина Александра Алексеевича Скрипицына. Позднее к нему была пристроена паперть-переход с входом на второй этаж и колокольня. Рядом с храмом  расположена одноэтажная кирпичная сторожка конца 19 века, в которой ныне находится приходская трапезная. Свято-Троицкая церковь - интересный пример двухэтажного церковного зодчества хороших пропорций с раннеклассицистическим декором.

    Увенчанный пятиглавием центральный повышенный четверик объединяет теплый (нижний) и холодный (верхний) храмы. Боковые луковичные главки с перетяжками установлены на глухие цилиндрические барабаны с квадратными основаниями. Центральная вазообразная глава покоится на квадратном световом постаменте. К четверику симметрично примыкают одинаковые прямоугольные объемы алтаря (со скругленными углами во втором ярусе) и притвора. Этот единый массив с запада соединен узкой папертью с четырехъярусной колокольней (нижние ярусы-четверики, верхние - восьмигранные), увенчанной барочной фигурной кровлей с маковкой.

    Нижний этаж всех объемов обработан горизонтальным руслом, веерный руст над окнами имитирует замковые камни, над ним – рельефные кольца. Междуэтажный пояс отделяет верхнюю часть здания. Здесь боковые фасады центрального двусветного четверика украшены плоскими четырехпилястровыми тосканскими портиками. В промежутках между пилястрами расположены прямоугольные окна первого света с раннеклассическими наличниками с ушами, а над ними – круглые окна в рамках. (Сходную декорацию имеет второй ярус колокольни). Вторые этажи алтаря и трапезной украшены тосканскими пилястрами в крупных филенках; окна аналогичны четверику. По верху всех объемов проходят карнизы с сухариками. Барабаны глав декорированы пилястрами и плоскими арочными нишами. Второй ярус колокольни по краям имеет сдвоенные пилястры, значительно уменьшающиеся по размеру. Третий и четвертый решены сходно: лопатки на ребрах восьмериков, арочные проемы в крупных филенках. Купол колокольни прорезан люкарнами, двухъярусное основание креста украшено волютами.

     В нижнем этаже четверик перекрыт коробовым сводом, алтарь (разделенный столбами на северное и южное помещения) и притвор – полулотковыми; в верхнем, соответственно, сомкнутыми и полулотковыми. Паперть нижнего этажа перекрыта сомкнутым сводом, верхнего – коробовым, в нижнем ярусе колокольни – каменная лестница наверх.

      В храме три престола. На втором этаже – в честь Святой Живоначальной Троицы (главный). На первом – в честь Успения Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского, освященного по просьбе строителя храма помещика А.А. Скрипицына в честь его небесного покровителя.

      Масляная роспись верхнего храма типична для начала 20 века. В своде  расположены «Новозаветная Троица», «Преображение», «Воскресение» и «Вознесение». Между окнами верхнего света – изображения святых. В алтаре на горнем месте написан редкий образ Божией Матери «Знамение Августовской победы». Наиболее примечателен растительный орнамент из листьев и цветов в стиле модерн на ребрах свода.

     Иконостас верхнего храма – выразительный памятник конца 18, начала 19 вв. в стиле барокко представляющий собой двухъярусное сооружение с тремя выступами, соединенными между собой полуциркульными арками. Особую пластичность композиции сообщают крепованные многопрофильные антаблементы; в завершении – три иконы с фигурным обрамлением. На царских вратах расположены  резные картуши с иконами, а в верхней части – небольшие колонки и пилястры, несущие антаблемент. Врата фланкированы увитыми листвой колонками с лучковой аркой над ними. Резьба на фризах, картушах и в обрамленьях икон довольно разреженная и уплощенная. Декоративное убранство дополняют скульптурные изображения ангелов, помещенные в завершении ярусов по центральной оси.

     В нижнем храме роспись конца 19 начала 20 вв. грубо и непрофессионально поновленная в 1985 г. Оригинален иконостас в стиле классицизма середины 19 в. (ряд деталей подвергся переделкам), состоящий из двух симметричных частей. В каждой из них четыре колонки поддерживают полуциркульную арку, в поле которой помещены иконы криволинейных очертаний. Особенностью композиции является нетрадиционное местоположение царских врат: не в центре, а по сторонам, поскольку иконостас относится к двум приделам алтаря. Крупные элементы позолоченной резьбы (розетки, пальметты, церковные атрибуты) выделяются на красно-синем фоне иконостаса.

     В сотне метрах к югу от храма некогда стояла шатровая часовня Святой Троицы с иконостасом, построенная в 1890 г. купцом-фабрикантом Герасимом Дербеневым в память избавления Государя Императора Александра III и его семьи от гибели в железнодорожной катастрофе 1988 года. В годы Великой Отечественной войны местными крестьянами она была разграблена и разобрана на кирпичи. В двух километрах от храма в деревне Елхово лежат руины другой когда-то также принадлежавшей приходу каменной часовни в честь Архистратига Божия Михаила, построенной крестьянами в 1853 г. по случаю избавления их от  холеры.

     Перед началом Великой Отечественной войны храм села Петровское был закрыт, но осквернению и разорению не подвергался. От рук безбожников пострадала лишь колокольня, с которой были сброшены колокола и цветные витражи окон, разбитые сельскими школьниками по наущению учительницы. В конце войны в период массового открытия церквей в храме  вновь  началось богослужение.

     До революции приходу принадлежали 1,35 усадебной, 3,0 сенокосной и 30,0 десятин пахотной земли. По ленинскому декрету о земле в 20-е годы эти угодья были конфискованы. В 1991 году местной администрацией по ходатайству настоятеля храма игумена Серафима (Копнина)  земли были приходу возвращены.

     В 1989-1990 г. заботами настоятеля храма была вновь собрана церковная звонница, насчитывающая ныне 15 старинных колоколов отлитых в мастерских знаменитых колокольных литейщиков Маторина, Оловяньщикова и Финляндского.

     С 1994 года приход оказывает безвозмездную реабилитационную помощь наркозависимой молодежи. Одновременно ее могут получать 6-8 человек, постоянно проживающих при храме

 

2. Приходские достопримечательности

В полутора километрах от Свято-Троицкого храма на берегу реки Уводи находится место отшельнического жития святого Христа ради юродивого Киприана, Суздальского чудотворца, причисленного в начале 20 в. к лику Владимирских святых. Именуется оно Киприановой пустынью. До 50-годов прошлого столетия верующими людьми там сохранялась землянка, в которой жил святой, однако в период хрущевских антицерковных акций она была уничтожена. Ныне известно лишь приблизительное место, где землянка находилась. Каждое летом в труднодоступную из-за заболоченности пустынь духовенство и прихожане Свято-Троицкого прихода совершают паломническое шествие.

3. О блаженном Киприане

Блаженный Киприан жил в 16 - 17 вв. и был родом из крестьян суздальского уезда. Вел замкнутую жизнь юродствующего отшельника на лесистом островке реки Уводи в полутора километрах от с. Петровское и в семи – от с. Воскресенское. Биографические сведения о нем крайне скудны. Еще при жизни почитался местным населением как святой и прославился многими чудотворениями. Преставился 22 июля (по ст. стилю) 1622 года. По преданию после его смерти между петровским и воскресенскими крестьянами  случилась тяжба из-за места захоронения блаженного. Одни утверждали, что Киприана надо погрести у них, поскольку он жил возле их села. Другие желали похоронить святого у себя заявляя, что он молился при их храме. Спор решился чудесным образом. На теле блаженного обнаружилась записка, в которой он просил, чтобы его гроб пустили в реку и похоронили там, куда его прибьет. Так и поступили. К удивлению присутствующих гроб поплыл против течения и пристал у Воскресенского храма напротив северной стены, у которой Киприан любил молиться после службы. Там его и погребли.

     В 1751 году собственник села и почитатель Киприана князь Голицын построил над его могилой придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Под его полом был сооружен склеп, а над мощами святого установлена украшенная изразцами рака, у которой, спустившись по каменной лестнице, можно было помолиться. Ежегодно 2 октября в день памяти священномученика Киприана в честь блаженного в Воскресенском храме совершалось Всенощное бдение. Захоронение святого было очень посещаемым местом благодаря множеству исцелений происходивших от него. Особо много было избавлений от болезней глаз.  (Настоятелю Свято-Троицкого прихода с. Петровское игумену Серафиму в 80-годы прошлого столетия доводилось видеть старушку, в детском возрасте исцелившуюся от полной слепоты после молитвы у мощей блаженного).

     Накануне революционных потрясений был начат сбор материала для общецерковного прославления святого активное участие в котором принимала Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова. Однако события 1917 года помешали довести это дело до конца. В 1936 году Ивановский епископ Борис (Воскобойников) принял решение изъять мощи блаженного из храма для спасения их от поругания, но работники НКВД, узнав об этом, под покровом ночи вскрыли раку Киприана и вывезли его останки в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба мощей неизвестна.

     В кафедральном Успенском соборе г. Владимира можно видеть икону Владимирских святых, среди которых в верхнем ряду крайним справа изображен и Суздальский чудотворец блаженный Киприан. А в соборе города Суздаля до революции был другой, более древний образ святого, ранее висевший над ракой угодника Божия в Воскресенском.

    О внешнем облике блаженного Киприана в иконописном подлиннике сказано так: «…подобием рус исчерна, власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя».

 

4.Библиографические источники

    1). Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Ивановская область, часть 2. Москва, 2000 г.

    2). Добронравов В. Историко-стастистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии, вып. 5-6. Владимир, 1898 г.

    3). Фролов Н.В., Фролова Э.В.  Село Петровское на Уводи. Ковров, 2002 г.

    4).  И.И. Бачев. Моя малая Родина. Иваново, 2001 г.

    5). Архимандрит Зосима (Шевчук). Блаженный Киприан. Материалы к общецерковному прославлению. Иваново, 1999 г.

    6). Блаженный Киприан юродивый. Листовка для церковного прославления. Владимир, нач.20 в.

 

 

 

 

   Домашняя | История прихода | Статьи и книги | Деятельность | Фотоальбом | Контакты

Дата последнего изменения этого узла 28.10.2007

Хостинг от uCoz